Jump to content

Цветовая модель и цветовое пространство. Adobe-RGB и sRGB: когда и как использовать?


Recommended Posts

Сначала байка. Про дремучесть.

 Тысячу лет назад один наш товарищ решил заказать по знакомству несколько вариантов маленьких календариков. Чтоб раздарить потом на Фестивале Науки.  Два-три кадра были мои. Исполнители были людьми ответственными и прислали вариант постобработки на утверждение. В CMYK. Сразу скажу: это было давно. Так шт-а-а… не ржите. Открыла я это всё в Фастстоуне. Кошмар! Что это вообще?!  Жуть! Переделать! Люди переделывают. Присылают снова. В CMYK. Ну… в общем, раза с третьего они поняли, что я не Фотошопом  смотрю. Я думала, провалюсь со стыда.

 

А теперь – про RGB.

Сегодня я знаю, что работать правильнее  в Adobe-RGB  (шире охват, лучше видны оттенки и прочее).

Eсли закинуть в интернет Adobe-RGB , будет бледно – переводим в s-RGB.

Сегодня столкнулась с такой штукой. Решила подправить готовую картинку, сохраненную в s-RGB.

При загрузке ФШ говорит, что цветовой профиль картинки не соответствует рабочему пространству, оставить как есть или преобразовать?  Давай, преобразовывай, говорю. И тут он мне такую ядовитую кислоту выдаёт, что просто «вырви глаз». Что это было? На другом компе другой ФШ такого себе не позволял.

 

Внимание, вопрос: «Люди, кто-нибудь разбирается в теме?»

Проведите маленький ликбез, пожалуйста.

Link to comment
Share on other sites

Когда-то разбирался, но уже подзабыл. В принципе так не должно быть. Или Вы где-то ошиблись, или программы глючат. Программы нередко глючат с CMS. Особенно если одна фотография обрабатывается в программах разных разработчиков.  

И потом, какой смысл для обработки переводить sRGB в Adobe RGB? Цвета все равно уже потерянны. Это иногда из sRGB преводят в ProPhoto RGB именно для хитрого повышения насыщенности "ложным профилем". Вот 8 бит лучше всегда переводить при работе в 16 бит.  Только много раз нельзя менять битность изображения, иначе пастеризация проявится и пр. артефакты. 

А так... если нет полной уверенности, и тем более монитор не охватывает Adobe RGB, вообще не стоит касаться этого пространства. 

Link to comment
Share on other sites

7 часов назад, Виталий Матвеев сказал:

…потом, какой смысл для обработки переводить sRGB в Adobe RGB? Цвета все равно уже потерянны. 

По логике - да. 
Но ФШ при загрузке задает дежурный вопрос: «Преобразовать в Adobe RGB или оставить встроенный?» В этом же должен быть какой-то смысл. Вот - какой?

Хорошо бы понимать, что происходит в первом и во втором случае. Механизм. 
 

Link to comment
Share on other sites

Снимаю в Adobe RGB, обрабатываю в этом же пространстве, перед загрузкой в инет перевожу в sRGB. Зачем снимаю в Adobe RGB - не знаю, все равно весь выход - это инет. Грузить на сайты в Adobe RGB или пользоваться их преобразованиями - не пойму смысла (от слова совсем).

Link to comment
Share on other sites

10 часов назад, Надежда Муравьева сказал:

Хорошо бы понимать, что происходит в первом и во втором случае. Механизм. 

Чтобы понимать механизм, нужно изучить всю теорию системы управления цветом CMS. Так себе задача для фотографа. Это больше печатникам знать нужно. Произошло несовпадение профилей. В настройках цветов значит стоит галочка "спрашивать" при несовпадении. А вот почему пересчитал/назначил до ядовитости - вопрос. Подозреваю, что происходит какая-то ошибка при пересчете данных RGB и/или преобразовании целевого ICC профиля. Первым делом нужно посмотреть параметры настройки цветов: редактирование - настройка цветов.  

 

Link to comment
Share on other sites

7 часов назад, Ilia сказал:

Зачем снимаю в Adobe RGB - не знаю, все равно весь выход - это инет.

При съемке в РАВ вообще разницы нет. У РАВ файла в принципе не может быть цветового профиля. Установка профилей в камере, это просто команда для конвертера, в каком пространстве открыть РАВ. И то не все конвертеры на самом деле ее понимают и потом не врут. Если сейчас не ошибаюсь, например, раньше ACR (Лайтрум) хоть что не говорил, а работал всегда в ProPhoto RGB (Melissa RGB). Сейчас не знаю как. Nikon NX Studio совсем недавно не мог толком назначить при сохранении нормальный ICC профиль, а вместо обычного sRGB подставлял свой фирменный (якобы улучшенный) sRGB. Даже служба поддержки разводила руками... Но при обработке устанавливать именно рабочее пространство Adobe RGB иногда все же имеет смысл.  

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, Виталий Матвеев сказал:

При съемке в РАВ вообще разницы нет.

Это понимаю. Как и то, что Adobe RGB может быть полезно при печати... Но последний раз печатал лет так 5-7 назад. А для веб лучше не извращаться и работать в том, что люди увидят (sRGB). Adobe RGB в веб - это зло.

Link to comment
Share on other sites

7 часов назад, Ilia сказал:

…Adobe RGB в веб - это зло.

Несколько лет нпзад на конкурсе РГО в требованиях к изображению было прописано: «Сохранять в Adobe RGB».

Но поедотборщики смотрели фотографии  онлайн. 
Те, кто  более-менее внимательно читал условия, сохранял в «адобе», и их бледненькие фотографии проигрывали на фоне работ тех, кто забил на условия и запстил в sRGB. 
 

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Надежда Муравьева сказал:

Несколько лет нпзад на конкурсе РГО в требованиях к изображению было прописано: «Сохранять в Adobe RGB».

Для печати, видимо. Или для просмотра оффлайн. А что потом смотрели онлайн - ну где без багов?..

Link to comment
Share on other sites

Можно я свои пять копеек вложу в диспут? Только предупреждаю - это моё мнение. Так вот - у профиля Adobe RGB более широкий цветовой диапазон (охват) чем sRGB. Вот и всё! Adobe разрабатывался как стандарт для печати. А sRGB как стандарт для интернета. Если вы собираетесь работать с журналами, печатать постеры, сотрудничать с редакторами - то Adobe. Фотокамеры поддерживают оба формата. А вот монитор для работы с Adobe нужен профессиональный. На порядок дороже. Оно вам надо? Теперь о переходе с одного на другой. При переводе с профиля Adobe в профиль sRGB теряется 20-30 % информации о цвете. Это потеря насыщенности,блеклость, иногда искажение цветов. Так что не заморачивайтесь. Если не собираетесь печатать - забудьте об Adobe. Как-то так....

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...
04.11.2022 в 21:41, Надежда Муравьева сказал:

А теперь – про RGB.

Сегодня я знаю, что работать правильнее  в Adobe-RGB  (шире охват, лучше видны оттенки и прочее).

Eсли закинуть в интернет Adobe-RGB , будет бледно – переводим в s-RGB.

Сегодня столкнулась с такой штукой. Решила подправить готовую картинку, сохраненную в s-RGB.

При загрузке ФШ говорит, что цветовой профиль картинки не соответствует рабочему пространству, оставить как есть или преобразовать?  Давай, преобразовывай, говорю. И тут он мне такую ядовитую кислоту выдаёт, что просто «вырви глаз». Что это было? На другом компе другой ФШ такого себе не позволял.

 

Внимание, вопрос: «Люди, кто-нибудь разбирается в теме?»

Проведите маленький ликбез, пожалуйста.

Надь, не совсем тот случай, но из той же оперы. Когда в фш хочешь перевести из профиля в профиль, ну а конкретно - из s-RGB в Adobe-RGB, там выскакивает два варианта перевода: "назначить профиль" и под ним - "преобразывать в профиль". Так вот, когда нажимаешь преобразовать - получается все один в один. Если - назначить - то вылезает та самая ядовитость. Когда-то давно долго с этим билась, понять не могла в чем прикол. но по факту так. 

И у тебя что-то из этой серии. Опытным путем нажимай "оставить как есть" и наверное, будет щастье. Ну а потом посмотришь какой профиль получился и преобразуешь, если не тот, что надо

Link to comment
Share on other sites

  • 4 months later...
12 часов назад, Павел Черенков сказал:

А есть ещё цветовое пространство Lab. 😉

Нет былой популярности, видимо сложное преобразование влияет на конечный результат...

Link to comment
Share on other sites

14.11.2022 в 20:34, Зебра сказал:

"назначить профиль" и под ним - "преобразывать в профиль"

Это как "преобразовать координаты под новую координатную сетку" и "оставить старые координаты в новой координатной сетке", конечно надо преобразовывать если нет задачи смеcтить точку RGB.

Link to comment
Share on other sites

9 часов назад, Ilia сказал:

Нет былой популярности, видимо сложное преобразование влияет на конечный результат...

Про популярность не знаю. Работаю с цветами и усиливаю резкость в Lab.

Edited by Павел Черенков
Link to comment
Share on other sites

Да, Lab удобна для раздельной работы с цветом и яркостью, раньше много использовал. Сейчас ФШ использую минимально, надо больше, иначе навыки уходят

Link to comment
Share on other sites

30.03.2023 в 18:38, Павел Черенков сказал:

Про популярность не знаю. Работаю с цветами и усиливаю резкость в Lab.

Интересно… А каким инструментом усиливаете резкость в Lab и какой в этом смысл? 

Link to comment
Share on other sites

Lab разделяет яркостный и цветные каналы, шарпят только яркостный, избегая артефактов в цветах. Это я с трудом вытащил из памяти, а ведь когда-то пользовался )

Link to comment
Share on other sites

01.04.2023 в 07:36, Надежда Муравьева сказал:

Интересно… А каким инструментом усиливаете резкость в Lab и какой в этом смысл? 

 

22 часа назад, Ilia сказал:

Lab разделяет яркостный и цветные каналы, шарпят только яркостный, избегая артефактов в цветах. Это я с трудом вытащил из памяти, а ведь когда-то пользовался )

Именно так.

Есть хорошая книга: Маргулис Дэн. Photoshop LAB Color. Загадка каньона и другие приключения в самом мощном цветовом пространстве.

Ну и ролики на youtube наверно есть.

Edited by Павел Черенков
Link to comment
Share on other sites

КМК, Лаб утратил популярность с выходом мощных конвертеров и софта типа Топаза. Да не имел особого смысла, если снимать в рав. Сейчас актуален только в узких областях: цветокор по числам, контроль яркости по числам, тестовые изображения для мониторов…   

Link to comment
Share on other sites

15.04.2023 в 03:50, Виталий Матвеев сказал:

КМК, Лаб утратил популярность с выходом мощных конвертеров

На Кэноне и Сони (может и у других тоже, просто у меня их нет) правильный цвет получается только в родных конвертерах. А хорошее разрешение - в неродных. И если сильно хочется и того, и другого одновременно, "пересадка" L-канала только и спасает. Правда, на 42 мегапикселях к этому фокусу приходится прибегать реже, чем на 15.

Link to comment
Share on other sites

22 часа назад, OreSama сказал:

"пересадка" L-канала только и спасает

Это типа получаешь 2 файла с разных конверторов (Camera RAW и родной конвертор Canon/Sony) и затем копируешь в ФШ L из первого во второй? Интересно, но действительно в многопиксельных файлах проблема попиксельной резолюции уменьшилась

Link to comment
Share on other sites

22.04.2023 в 23:39, Ilia сказал:

Это типа получаешь 2 файла с разных конверторов (Camera RAW и родной конвертор Canon/Sony) и затем копируешь в ФШ L из первого во второй?

Да, именно так я и делал. Только вторым конвертером обычно выступал Capture One (тем более, что к камерам Sony его давали бесплатно).

Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...

Никон пишет

Цветовое пространство определяет гамму цветов, доступных для воспроизведения цвета. Цветовое пространство sRGB рекомендуется для обычной печати и отображения, а Adobe RGB, отличающееся широкой гаммой цветов – для профессиональных издательских целей и коммерческой печати.

Adobe RGB

Для точного воспроизведения цвета изображений Adobe RGB требуются приложения, дисплеи и принтеры, поддерживающие управление цветом.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
×
×
  • Create New...